Таблица 3 ТАБЛИЦА МЕРИДИАНОВ ПО Г. ЛУВСАНУ (Таблица составлена по книге Гаваа Лувсан "Традиционные и современные аспекты ВОСТОЧНОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ" Москва "Наука" 1986 г)
В Китайской народной медицине считается, что "Легкие связаны с 3-м позвонком, сердце - с 5-м, печень с 9-м, селезенка с 11-м, а почки с 14-м позвонками (счет позвонков велся сверху вниз, без разделения на области). Отсюда следует, что при мануальном воздействии на позвоночник включается проводящая и аккумуляторная энергетическая система человека, увеличивается биопотенциал его энергетических возможностей. В книге Н.А. Касьяна "Мануальная терапия при лечении остеохондроза позвоночника" (из-во "Медицина", 1986 г.) указывается, что с каждой манипуляцией на позвоночник увеличивается и нормализуется электропроводимость тока над биологически активными точками. Из этого следует, что нормализуется течение энергии "Чи" по каналам, таким образом все жизненно важные органы и системы оживают и приобретают большую действенную силу.
ИНДИЙСКОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ПО ЧАКРАМ
О сокровенном ты, имеющий спрашивать, меня вопрошаешь, Ведь этого не разъяснишь, даже сто лет отвечая, Без милости божьей и знания преданья. о безупречный! (Махабхарата, книга " Нараяния")
Большое значение в древних религиозных учениях Востока придается энергетическим центрам (чакрам) и циркуляции энергии между ними, а также типам биоэнергии человека. Так, в индийской системе йогов энергия одной чакры постепенно переходит в энергию другой чакры (при поднятии кундалини вверх по позвоночному столбу).
Рис.17. Древнеиндийская схема семи основных энергетических центров человека - середина 1 тыс. до н.э.. Модель человека в индобуддистской культуре отражает уровни постижения космической сущности человеком. Эти представления составляют основу разнообраных школ йоги.
Различают семь основных энергетических центров человека (чакр), нумеруемых снизу вверх и имеющих различные цвета радуги - от красного до фиолетового В каждом энергетическом центре имеется определенный запас энергии соответствующего цвета: основной - красный, желтый и синий или смешанный - оранжевый, зеленый, голубой и фиолетовый. Согласно представлениям древних, идет постоянная циркуляция энергии между этими энергетическими центрами - "чакрами". Циркуляция энергии, идущая вокруг позвоночного столба по спирали, ведет к вращению чакр. В норме идет гармоническое вращение чакр снизу вверх для 1-3-й и сверху вниз для 7-5-й чакр, 4-я чакра, сердечная, остается в норме всегда нейтральной (нулевой). Эзотерические знания связывают эту чакру с сердечной энергией и придают ей важнейшее значение. Отклонение от нуля для этой чакры означает быстрое исчерпание энергетики человека. По некоторым представлениям о многомерных пространствах, 4-я чакра соответствует 4-ому измерению, т.е. времени. В обычно рассматриваемом порядке чакры представлены (рис.17) следующим образом: I. Первая чакра (Муладхара) цвет ее красный. Она находится на внутренней поверхности окончания позвоночного столба - копчике. Она ответственна за нижнюю часть кишечника и нижние конечности; кроме того, здесь собирается основной запас энергии, поступающей в организм от Земли - через ноги. В точках на ногах оканчиваются энергетические каналы от всех органов. II. Вторая чакра (Свадхиштхана) цвет ее оранжевый. Она ответственна за мочеполовую сферу у человека, является наиболее сильным источником энергетики. Она локализуется на позвоночнике в области нижней части живота. III. Третья чакра (Манипура), цвет ее желтый. Она связана с солнечным сплетением. Она является основным распределителем энергии среди внутренних органов брюшной полости, энергии, необходимой для управления непроизвольными функциями организма. Поступает желтая энергия, в частности, с пищей. Приток энергии отмечается уже в первые 30 минут после приема пищи. Вегетарианство и голодание, посты являются важным фактором в нормализации деятельности организма. IV. Четвертая чакра (Анахата), цвет ее зеленый. Она связана с сердцем и расположена в грудной клетке на внутренней поверхности позвоночника, на уровне сердца. Энергия сердца считается наиболее важной для человека, является творческой, на которой работают люди искусства: музыканты, художники, писатели. На ней основываются все тонкие, эмоциональные стороны человека. Именно овладению ею придают важнейшее значение в философской литературе йогов. В основном энергетическом потоке, движущемся по пути в виде восьмерки, эта чакра находится в пересечении потоков, на границе двух половинок восьмерки, одна из которых в материальной, а другая - в духовной плоскости. Работая на энергии сердечной чакры, человек как бы черпает идеи и образы из потока информации в духовной области и спускает их вниз в материальный (физический) мир. Вдохновение, во время которого человек перестает замечать окружающий мир, и есть познание информации в духовной области. Хочется отметить, что духовная область - это пространство четвертого и более высоких измерений. Живя в трехмерном мире, человек воспринимает объемы и формы, у него есть прошлое, настоящее и будущее, он может прогнозировать события (если он не знает, что его ждет, у него возникает стрессовая ситуация). Четырехмерное пространство можно представить в виде точки, где сливаются пространство и время, в нем можно видеть как форму предмета, так и то, что находится внутри этого предмета, т.е. наступает единство формы и содержания. V. Пятая чакра (Вишудха) Цвет ее синий с белым - голубой. Она является горловой и связана с дыхательной системой и голосом, а также со щитовидной железой. Энергия, соответствующая этой чакре, создает чувственные образы. Эта чакра важна для эмоций и чувствований человека. Она тесно связана с энергетическими каналами. VI. Шестая чакра (Аджна) обычно у человека она "закрыта", это так называемый "третий глаз", который связан с гипофизом. Он очень важен для развития ясновидения, видения прошлого и будущего, характеризует состояние интуитивного канала человека. Цвет энергии чакры - синий. Энергия Аджна - это энергия образов без чувственной окраски. Место нахождения чакры - в центре головы на уровне центра лба между бровями. VII. Седьмая чакра (Сахасрара), цвет ее фиолетовый, расположена на верхушке черепной коробки, связана с высшей нервной и психической деятельностью коры головного мозга. Она, как считают, прямо связана с космическими энергиями, высшими духовными сферами. Энергия Сахасрары - это энергия абстрактного мышления самого высокого уровня, при котором формы исчезают, остается лишь содержание. На чакры человека проецируются влияния планет, которым в астрологии приписывают определенное значение и свойства. Знаки Зодиака связывают с 12-ю китайскими астральными каналами. Вдоль позвоночника человека расположены три главных йогических канала. 1. Слева - канал "Ида" (женский полюс). Идой называют женский ток в "корневой чакре"-, в виде змеи, свернувшейся кольцом (кундалини шакти). 2. Справа - канал "Пингала" (мужской полюс). Пингалой называется мужской огненный ток в йоге кундалини. Он будит свернувшуюся в "корневой чакре" (мула чакра) спящую, то есть потенциальную силу (шакти), называемую "спиральной силой" (кундалини); разбуженная, она поднимается по каналу Сушумна в тысячелепест-ный лотос (в большой мозг). 3. Посередине позвоночника - канал "Сушумна". Как утверждают йоги, энергия кундалини, символически представляемая в виде свернутой змеи, может подниматься вверх от чакры к чакре, раскрывая их. Канал Ида и Пингала в точности соответствуют двум пограничным стволам вегетативной нервной системы, а перекресты этих токов — вегетативным сплетениям. Поляризованная прана* *(прана - от корня рrаn (санскрит) - дышать, жить) вращается в этих каналах. Ида и Пингала оплетают центральный канал сушумну (спинной мозг) и верхними концами сходятся в межбровии так, что получается точная проекция мозгового придатка (гипофиза), "солнца эндокринной системы", как его называют специалисты. Поднимая кундалини от крестца по позвоночнику вверх через всю систему Чакр, при этом регулируя и связывая их работу между собой, йоги увеличивают свои энергетические и духовные возможности и тем самым достигают гармонии тела и духа. Таким образом, еще раз хочется подчеркнуть важность позвоночника не только в анатомо-физиологической области, но и в высшей духовной жизни человека
|