Глава 11

   АВТОМОБИЛЬ - НЕ РОСКОШЬ

   Бензин ваш - идеи наши.

   И. Ильф, Е. Петров. "Золотой теленок"

  

Сейчас поздно и напрасно иронизировать на тему, как при разнообразных социализмах мы догоняли и перегоняли ведущие страны Запада и Востока то по молоку, то по чугуну. Но ведь уже в самый разгар перестройки ее зачинщик при посещении АвтоВАЗа снова по-партийному нацеливал конструкторов и рабочих на то, чтобы они поднатужились и догнали, смешно сказать, Японию по, еще смешнее, автомобилям. С тех пор миновало почти десять лет, а инвалиды все "донашивают" старые "Запорожцы" - единственное чудо техники, которое государство смогло дать безногим за послевоенные полвека, не считая, конечно, печально знаменитой "Серпуховки". Помню, как на Международном авторалли для инвалидов "Надежда" в 1991 году иностранцы фотографировали со всех сторон эту мотоколяску, приехавшую (правильнее было сказать, доехавшую) своим ходом из Ростова-на-Дону, как будто бы повстречались с мезозойским ящером: болтали, что они вымерли, а вот же!

   Два года назад Саша Локтев, у которого ампутированы обе ноги, получил открытку на приобретение собесовского "Запорожца", в которой предписывалось иметь при себе сумму, повергавшую в шок. Что это было, как не насмешка над человеком, который для покупки протезов (а инвалидный автомобиль - средство протезирования) должен не есть, не пить десять лет. Но я пишу эту главу в надежде, что так будет не вечно и инвалидам-опорникам хотя бы первой группы, для которых альтернативы автомобилю нет, будет по силам купить машину, и не первую попавшуюся, а ту, которая его устраивает больше всего *. * По новому законодательству России, стоимость мотоколяски оплачивается местными органами социальной защиты, а на разницу между ней и стоимостью машины (например, "Оки") дается беспроцентный кредит.

   За двадцать лет я сменил три машины с ручным управлением, а в прежней жизни мне пришлось водить только гусеничный вездеход с рычагами и фрикционами вместо руля и трактор "Беларусь". При подготовке к экзамену по вождению мне повезло с инструктором: сам инвалид, он уже через несколько дней стал доверять мне поездки через всю Москву, причем ему удавалось каким-то образом располагать к себе инспекторов ГАИ, которые наметанным глазом сразу же усекали, что за "ас" сидит за рулем. Однажды на повороте от "Метрополя" к Лубянке моя нерешительность и нервозность передались двигателю, который тут же заглох, и наш "Москвич" наглухо перекрыл движение на самом центральном и напряженном столичном перекрестке. Анатолий и здесь проявил хладнокровие и, не вылезая из машины, показал подбежавшему капитану знак ручного управления на стекле, а мне скомандовал продуть на полном газу захлебнувшийся карбюратор. Машина завелась, и мы под недобрыми взглядами других водителей покинули созданный нами затор. После этого случая, как ни странно, я перестал бояться центра города.

   "Москвич-408" с кузовом 412 был моей первой машиной. В те годы в водительской среде шли жаркие дискуссии о преимуществах привычных "Москвичей" и новых европеизированных "Жигулей". По существу, это было продолжение извечного спора между "западниками" и "славянофилами", но для меня он разрешился без вариантов покупкой льготного "Москвича" с готовым ручным управлением. Стоил он тогда столько, сколько сейчас я отдаю за три литра бензина. Машина прослужила мне девять лет, и это с учетом моей нерадивости в уходе за техникой было большим везением. За все время мне пришлось сменить только водяную помпу, два выхлопных клапана, глушитель и тормозные колодки - и это после 120 тысяч километров пробега! Я продал его за полцены, к тому же в долг, своим дальним родственникам, совершив, по словам ироничного приятеля, "сделку века". Первая машина - как первая любовь. С ней связаны воспоминания о ежегодных поездках в Крым, о путешествиях в Карпаты и другие места, поэтому табачный цвет все реже встречающихся близнецов моего "Москвича" так радостен для глаза.

   Лишь в последние годы машина стала подводить меня. На старых "Москвичах" рукоятка переключения передач находилась на рулевой колонке, а один из рычагов этой сложной системы крепился шплинтом на вилке, торчащей сбоку из коробки. Отверстие в хомуте со временем разносилось, и этот шплинт стал из него выпадать в самые непредвиденные моменты. В первый раз машина "обезножела", когда я пытался развернуться на узкой улочке Бахчисарая прямо перед ханским дворцом. Водители туристических автобусов оттащили помеху к тротуару, а я полез под машину разбираться, в чем дело. Соединив развалившиеся детали гвоздем, я кое-как тронулся со второй передачи и, не переключаясь, проехал полсотни километров до родительского дома. Труднее всего оказалось проскочить двадцать светофоров в Симферополе на "зеленой волне", маневрируя только тормозами. Потом, возвращаясь глубокой осенью из Крыма, мне не раз приходилось нырять под брюхо машины и, лежа на раскисшей и холодной обочине, закоченевшими пальцами зашплинтовывать злосчастный рычаг. В остальном машина была безотказна.

   Когда друзья пригнали из Новосибирска светло-бежевую "двушку", стало ясно, что Жигулевские горы находятся к Европе ближе, чем Москва и ее АЗЛК. Разница между "Москвичом" и "Жигулями" особенно ощутима на больших перегонах - я стал меньше уставать от шума, почувствовал удобство оснастки салона и систем управления. Я уже не говорю о преимуществах кузова. Сейчас, после того, как я успел сменить "двушку" на "четверку", для меня нет вопроса - выбор был сделан правильно: для колясочника нет ничего удобнее "сарая". Прежде всего, и это очевидно,- простота и относительная легкость погрузки и выгрузки коляски. В отличие от багажников "седана" и "хачбека" (к последнему относятся модели 2108 и 2109 "Жигулей" и "Москвич-2141"), у "универсалов" отсутствует порог, и вашим родным, особенно женщинам, это будет наверняка небезразлично. Вытянуть коляску из багажника под силу даже ребенку, а поднять ее туда удобнее всего с помощью колена, опрокинув сначала сложенную коляску назад (ручками к земле). Комнатная коляска легко умещается лежа при стандартном варианте багажника в положении спинкой вперед (ручки и задние большие колеса прижаты к тыльной стороне заднего сиденья машины). В грузовом варианте в машину можно поместить две и даже три коляски, так что на прогулку вы можете захватить друзей. Я часто возил две коляски - комнатную и рычажку, да еще ухитрялся при этом спать в машине.

   Коляску из багажника вы способны вынуть, и не прибегая к посторонней помощи. Представьте себе, что на безлюдной дороге у вас спустило колесо или нужно забраться под капот, а кругом мокро и грязно. Вы откидываете спинку заднего сиденья и извлекаете коляску через заднюю боковую дверь, а потом подбираетесь к ней, маневрируя машиной. Можно с помощью отвертки изнутри открыть и дверь багажника, но к замку через коляску будет добраться труднее. Облегченную коляску проще втащить и вытащить через дверь водителя, для этого нужно откинуть до конца назад обе спинки передних сидений. Лыже-сани и горные лыжи "сит-ски" тоже легко вытаскиваются из кузова "универсала".

   Для меня очень важны психологический комфорт и уверенность в свободе действий, поэтому стараюсь не выезжать из гаража без коляски: мало ли что может случиться даже рядом с домом, а в "универсале" она постоянно на виду и в пределах доступности. И еще: если вам понадобилась помощь, прохожим не нужно долго и невразумительно объяснять, что от них требуется, - достаточно кивнуть назад и сказать, что вы - инвалид. Я еще по первому своему "Москвичу" помню, сколько мялся, прежде чем втолковать здоровому человеку, что не могу выйти из машины и что мне нужно то-то и то-то. Теперешний народ стал грамотнее и, увидев в багажнике коляску, сразу "сечет", о чем идет речь.

   Очень важно, что коляска находится не только на виду у прохожих, но и у инспекторов ГАИ. Сколько раз бывало, когда меня останавливали по разным серьезным (не будем уточнять) и пустячным поводам. Я, прижавшись к обочине, естественно, не выбегаю рабски навстречу стражу дороги, как это принято у напроказивших водителей. Тяжелой походкой пушкинского командора и садистски медленно подходит он сзади. Я затылком чую, как он профессионально отмечает заляпанный грязью номер, оторванный брызговик и ржавую вмятину на крыле. Вот он заглядывает в багажник: нет, не велосипед,- соображает милиционер. Он обращает внимание на знак ручного управления на стекле и, пока поравняется с моей дверью, почти все понимает. Для порядка он косится на рычаги под рулем и холодно, не раскисая, разрешает:

  - Поехали.

   Наконец, главное: "универсал" незаменим для путешествий. Отправляясь в дальний путь, настоятельно советую "забыть" дома заднее сиденье, для чего стоит лишь отвернуть четыре болта из "плавающих" гаек. (Болты сразу же вверните обратно, чтобы по приезде не искать их по всему гаражу.) Если с вами отправляется компания, взамен сиденья соорудите "скатку" из постели или положите палатку - пассажиры не заметят подмены. Вы сэкономили 20 килограммов по весу и три канистры по объему, а они в наши жестокие времена будут ох как нужны в дороге. Зато, устраиваясь на ночлег, вы опрокидываете заднюю спинку на освободившееся место (подложив под нее для плотности сумку с инструментами) и, маневрируя передними креслами на салазках, выравниваете и состыковываете с ней торцы опущенных передних спинок. У вас готово ложе длиной от руля до заднего бампера. Хорошо, если вам удалось раздобыть двуспальный надувной матрац, а нет - сгодятся два одинарных. Приподняв дверь багажника под чехлом, вы устроите открытую веранду. Туда для верности или от дождя можно спрятать коляску, можно также развернуть там походный столик с ужином.

   Если у вас трудности со стулом и без известной гигиенической процедуры вы не обходитесь, то спальню в "универсале" легко переоборудовать в походный туалет. Для этого, завесившись чехлом и приоткрыв дверь багажника, надо заехать задними колесами в озеро или речку так, чтобы кузов наклонился назад. Вам, по-видимому, пригодятся ведро на Шнуре и старая камера с медицинским шлангом, плотно надетым на сосок, через который в камеру набирается 5-20 литров воды (см. главу 2). Камеру с водой можно водрузить на крышу машины или поднять вместе с дверью багажника. Штатного резинового коврика, спущенного с заднего бампера, или клеенки будет достаточно, чтобы обеспечить сток. Теперь ложитесь на левый бочок и, как говорит один мой старый знакомый, "вперед с песней". Теперь, надеюсь, вы осознали, что "четверку" для спинальника не заменят никакая "Тойота" и никакой "Ниссан", если, конечно, это не "Тойота-универсал". Тогда, черт с ней, я согласен!

   Микролитражка "Ока" уже успела хорошо зарекомендовать себя у тех пока немногих инвалидов, которым удалось ее получить. Кстати, я случайно оказался первым инвалидом за ее рулем. Это произошло весной 1988 года на конференции Московского общества инвалидов, куда из Серпухова пригнали опытный образец этой игрушечной машинки, еще не окрещенной "Окой". Сразу же понравилось вращающееся сиденье водителя, облегчающее посадку (которое, к сожалению, было заменено в серии обычным креслом), компактное, хотя и старомодное, механическое ручное управление и относительная просторность салона при таких малых внешних габаритах.

   В "Оке" установлена половинка жигулевского двигателя, в ручном варианте она работает на бензине А-93 и на третьей передаче с четырьмя пассажирами заскакивает на пригорки крутизной до 6-8°. Коляска умещается стоя в узком, но глубоком багажнике, поэтому для городского режима и недальних поездок небольшой семьи она вполне пригодна.

   На международной выставке по реабилитации РЕАСПОМЕД-92 в Москве научно-производственное предприятие "Электромобиль" представило опытный вариант "Оки" с электрическим двигателем ПТ-12,5 (впрочем, такие же двигатели устанавливаются и на машины других марок, например, на "Таврию" и на ВАЗ-2108). При весе никель-кадмиевой батареи 300 килограммов (разница в весе электромобиля и стандартного автомобиля с бензиновым мотором около 140 кг) запас хода машины равен 100 километрам (80 км в городе) при крейсерской скорости 60 км/час (максимальная скорость 100 км/час). Время разгона до 60 км/час равно 6 секундам. Батарея заряжается полностью в течение 6 часов и выдерживает 600 таких зарядных циклов при общем ресурсе электромобиля около 60 тысяч километров. Кроме экологического и коммерческого преимущества, связанного со все возрастающей стоимостью бензина, электромобиль для инвалида имеет и неоспоримое техническое превосходство в связи с отсутствием силовых передач (он работает, как троллейбус). Предприятие "Электромобиль" находится в Москве, и заинтересованные возможностью переделки своей машины на электрическую могут связаться с ним по адресу: 105203, Москва, МП "ЭМ", а также по телефону 187-79-90, телефаксу 186-73-77. Это же предприятие начало выпускать опытные образцы инвалидных колясок с электроприводами, о которых я уже рассказывал.

   Основными неудобствами "Оки" являются уникальность размеров резины, к которой поэтому надо относиться очень бережно, а также отсутствие пока широкой сети обслуживания этой модели.

   Из двух близких моделей "Жигулей" - 2108 и 2109 - колясочникам больше подходит первая, с ее просторной дверью, через которую не только удобнее садиться, но и сравнительно легко затащить коляску за спинку сиденья. Для лиц с тазобедренной контрактурой эта модель может оказаться единственно приемлемой. Обе модели очень легки в управлении, что важно для женщин и для инвалидов со слабыми руками. К главнейшему недостатку надо отнести ненадежность электронных коммутаторов, которыми оснащено большинство машин и которые могут поставить в почти безвыходную ситуацию вдали от дома, так как на черном рынке цены на эти блоки уже в 1990 году достигали астрономических величин, как, впрочем, и на ветровые стекла, резину, фонари, глушители и др.

   В багажник "хачбеков" стандартные комнатные коляски и рычажки входят только полулежа и тем самым мешают заднему обзору, а укладывать их через высокий порог тяжелее, чем в кузов "универсалов".

   Как пересаживаются с коляски в машину и обратно? Для ребят с крепкими руками тут проблем не возникает. Надо просто откинуть в стороны или отстегнуть подножки и убрать правый подлокотник, если он мешает, затем затормозить коляску у порожка под углом к машине, занести ноги под руль и, упершись руками в сиденья коляски и машины, перебросить тело вовнутрь. Задача значительно облегчается, если уцепиться левой рукой за край крыши или верхний багажник либо за петлю над дверцей при пересаживании на переднее пассажирское кресло. Шейники обычно пересаживаются, не занося предварительно ног в машину: если есть помощник, то он приподнимает инвалида сзади за пояс. Более приспособленные обходятся без посторонней помощи и пользуются скользкой доской, переброшенной между сиденьями коляски и машины. (Она же годится для пересаживания с коляски на кровать.)

   Очень неудобно перебираться в машину с трехколесной велоколяски, и те инвалиды, которые совсем не встают на ноги, используют в качестве промежуточной инстанции комнатную коляску. Мой товарищ шейник Николай Мартынов из Тульской области, которому мешает сильная спастика, изобрел свой оригинальный способ. Он упирается задними колесами в распахнутую дверцу машины, разворачивается спиной к проему, подхватывает ноги под коленями и опрокидывается кульбитом на сиденье. Этот прием, вероятно, не очень подходит для тех, кто постоянно пользуется мочеприемником. Во всяком случае, перед этим трюком его следует опорожнить.

   При пересаживании с обычных прогулочных колясок вам, скорее всего, будут мешать рычаги. Чтобы отодвинуть их назад, надо, наклонившись телом вперед и в стороны, поочередно освободить от нагрузки задние колеса. (Так же поступают с рычагами, если они не дают подъехать к столу.) Для пересаживания в машину со ставровской рычажки модели 407 нужны сильные руки, так как подъехать вплотную к порогу на ней не удается. В гараже для этого можно завести небольшую табуретку или доску. Лицам с высоким поражением и сильной спастикой надо пробовать вставать с коляски на ноги, держась за верхний багажник.

   Сколько бы вы ни старались аккуратно подъезжать на коляске к машине, избежать царапин на кузове почти невозможно. Особенно страдают двери и порожки. Для предохранения последних откидывают наружу коврики из плотной ткани, которые крепят под планку на внутренней стороне порожка. На дверцы можно приклеить резиновые молдинги, чтобы самые острые выступы коляски упирались в них.

  Полезно знать несколько приемов погрузки коляски без посторонней помощи.

   Способ 1 - через заднюю дверку. Пересев в гараже в машину, вы открываете стекло задней двери и через него сложенную коляску смещаете назад настолько, чтобы открыть заднюю дверь. Чуть откинув спинку своего кресла, вы затаскиваете коляску на сиденье передними маленькими колесами, а потом заводите под потолок ее сиденье и спинку. В "Запорожец" складная коляска поместится позади пассажирского кресла, если его откинуть вперед. При погрузке коляски на свободном пространстве проще оттолкнуть коляску от машины и подъехать к ней поудобнее.

   Способ 2 - через дверь багажника "универсала". Этот прием годится в узком месте или когда машина на стоянке оказалась зажатой с обеих сторон. Перебраться самому в багажник и затащить следом коляску несложно. Труднее перелезть через спинку заднего сиденья, откинуть назад переднюю спинку и добраться через эти два барьера до своего кресла. С подобной ситуацией я сталкивался всего дважды, но оба раза оценил с новой стороны преимущество "универсала".

   Способ 3 - через себя. Тяжелую комнатную коляску этим приемом способны загрузить только физически очень сильные мужчины. Надо предварительно откинуть назад спинки обоих кресел и, лежа на спине, затащить за задние колеса и перевалить через грудь коляску на заднее сиденье или дальше, в багажник. Облегченные коляски весом 13-18 килограммов поддаются более успешно, и совсем просто перебросить через себя активную коляску со снятыми колесами и опущенной спинкой. Колеса активной коляски легче всего снимаются, если их вывесить, опрокинув коляску от себя на подножку.

   Ручное управление изначально устанавливается только на мотоколяски серпуховского завода, там же, в Серпухове, им оборудуется "Ока", а на своей родине - "Запорожец". Ручное управление на "Жигули" централизованно нигде не выпускается, хотя постановление Министерства автомобильной промышленности об этом появилось несколько лет тому назад. Потому инвалиды переделывают свои машины сами, как Бог на душу положит. Появляются и исчезают кооперативы, выпускающие по заказу рычаги, но их удобство и дизайн остаются на уровне первых советских пятилеток. И все же сообщаю адрес одного из таких устойчивых предприятий: 454065, Челябинск-65, а/я 39, НПФ "Протон". По слухам, у этой фирмы имеется некоторое количество готовых деталей ручного управления, приемлемого для всех моделей "Жигулей" и "Москвича".

   Наиболее удачное решение для инвалидов со слабыми руками нашел Ю. К. Воинов. Его ручное управление демонстрировалось в телепередаче "Это вы можете" в 1992 году, но предприятия, которое бы взялось выпускать его серийно, так и не нашлось. Поэтому единственный рабочий экземпляр установлен на ВАЗ-2108 его сына Леонида. Думаю, что если заинтересованные в приобретении документации на это ручное управление напишут на их имя в адрес Московского городского общества инвалидов, то Воиновы найдут время ответить.

   Вот самые общие советы, которые можно дать в этой книге. Первый: найдите в своем городе через общество инвалидов людей, оборудовавших свои машины полностью ручным управлением (сцепление, тормоз, газ), и позаимствуйте самую подходящую модель. Второй: не делайте детали совсем уж кустарно и не устанавливайте их кое-как, "на соплях" - это чревато большими неприятностями в дороге. Третий: выясните в своем отделении ГАИ, что нужно для регистрации установки ручного управления в техпаспорте, какая организация дает технический акт, и справьтесь о ее требованиях.

  Обычно требуют фиксации рычага сцепления в выжатом положении педали, что происходит при переразгибе отдельных колен рычага. В отсутствие гидроусилителя тормозов нужно, чтобы торможение производилось давлением руки на рычаг в направлении от себя. Для этого рычаг приходится фиксировать на полу, высверливая отверстия для кронштейна. В современных моделях автомашин тормоза снабжены гидроусилителем, и достаточно давить на рычаг вниз. В этом случае облегченный (трубчатый) рычаг просто укрепляется хомутом на рычаге педали тормоза. Газ можно регулировать через тросик боудена (мотоциклетный), зафиксированный прямо на рычаге дроссельной заслонки карбюратора и пропущенный через технологическое отверстие в полу машины к правой части рулевой колонки, где второй конец его крепится на кронштейне. В этом случае подача газа усиливается прижиманием тяги тросика к рулевому колесу сжатием кулака. Другие предпочитают устраивать жесткий рычаг на педаль газа и через коромысло на рулевой колонке давят на него вниз от рулевого колеса. При этом правая рука теряет связь с рулем. В большинстве западных моделей управление тормозом и газом осуществляется одной рукояткой с коромыслом: при нажатии сектора газа срабатывает возвратная пружина педали тормоза, и наоборот. Для этого сами давящие на педаль рычаги делаются трубчатыми и телескопическими, работающими только на сжатие вниз.

   Но вот ваша машина, оборудованная ручным управлением, стоит в гараже. (Кстати, знаете ли вы, что колясочникам положен гараж большего размера, чем другим инвалидам: не 6х3, а 6х5 м ? Хотя этот вопрос по-разному решается местными властями, и иногда добиться своего стоит немалых нервов.) Водительские права и техпаспорт лежат в кармане. В паспорте при очередном техосмотре машины в ГАИ следует поставить штамп о переоборудовании ее на ручное управление. Это делается по справке станции техобслуживания, где вам ставили рычаги, или на основании акта экспертизы ближайшего крупного автопредприятия, автодорожного института и т. п., которые укажут в ГАИ. Такой штамп даст вам право на льготы по бензину, избавит от дорожного налога, может оказаться нелишним при строгостях с гарантийным обслуживанием машины и при получении страховки.

   Казалось бы, теперь садись и езжай куда захочется. Но вас сковывают опасения и неуверенность. Город, ваш родной город, стал вдруг незнакомым и тревожащим: ведь всем известно, как обучают вождению на курсах. До травмы или болезни вы не обращали внимание на дорожные знаки, разметку и другие премудрости, а в больших городах-миллионниках вообще чаще всего перемещались под землей и не представляли, как один район соединяется с другим. Страх перед движением, перед сложными перекрестками и развязками, перед инспекторами ГАИ - все это станет ограничивать вашу мобильность, и сфера вашей активности будет сужена до размера микрорайона и ближайших загородных окрестностей. Это касается не только жителей городов-гигантов, но и их соседей. Знаю по опыту своих знакомых из провинции, как трудно им приноравливаться к условиям езды по Москве. Лишь немногие научились неплохо ориентироваться в столице, а большинство предпочитает не забираться далеко от кольцевой дороги и по своим делам ездит на машинах друзей-москвичей.

   Что ни город - то норов, говорит пословица, и это напрямую относится к особенностям автомобильного движения. Перед поездкой в незнакомый город желательно не только изучить его по карте, но и справиться о манере езды местных водителей, о правилах прохождения площадей с круговым движением, о трамваях, о типичных местах разворотов и т. п. В Москве, например, все так называемые клумбы устроены по общему принципу "помеха справа", то есть въезд свободный, а на выезде ты уступаешь дорогу. В Симферополе все наоборот, и хотя это "оговорено" дорожными знаками, неплохо знать о том заранее, что-бы не попасть в очень неприятную ситуацию. Во Львове на некоторых центральных улицах трамвай жмется к тротуарам, а машинам разрешено парковаться посередине проезжей части. На крупных магистралях многих городов развороты выполняются под мостами, а в Севастополе - из "карманов" примыкающих второстепенных улиц. Большие хлопоты доставляет новичкам зелень, закрывающая перекрестки и дорожные знаки, например, в Одессе и других южных городах. Знание всех этих тонкостей, конечно, придет с опытом, а пока надо разобраться в собственном городе.

   На рассвете в погожее утро субботы или воскресенья садитесь в машину и двигайтесь по намеченному накануне интересному или нужному маршруту. Улицы пустые, нет ни пешеходов, ни инспекторов, и вы можете спокойно изучать конфигурацию сложных перекрестков, направление движения из разных рядов, фиксировать дополнительные секции светофоров, места разворота, стоянок и т. п. Если все это вы усвоили с первого захода, возвращайтесь домой другой дорогой. Таким образом, через месяц вы привыкнете к основным магистралям и сможете ездить по ним даже в часы пик. Отправляясь на другой конец города к товарищу, досконально выведайте по телефону, какой путь наиболее удобен, запомните ориентиры и мысленно представьте весь маршрут. В записной книжке всегда должны быть с собой адреса и номера телефонов знакомых, живущих в разных частях города, с тем чтобы, случись что-нибудь непредвиденное, сообщить о себе, а также телефон передвижной службы автосервиса.

   Вы можете оборудовать машину громкоговорителем или радиотелефоном. Некоторые из знакомых колясочников, побывав за границей, привезли радиотелефоны, которые работают через ваш квартирный аппарат, находясь от него на расстоянии нескольких сот метров. Вы можете из машины связаться с любым абонентом, в том числе и в другом городе.

   Женщины, садясь в машину, комплексуют сильнее, чем мужчины. Конечно, есть доля правды в том, что психофизические реакции женщин отличаются от мужских, и машину, управляемую водителем в юбке, порой видно издалека, но надо знать и другое. Среди таксистов в некоторых городах традиционно много женщин, а за границей, где интенсивность движения не сравнить с нашей, почти каждая девушка водит машину. Надо также - вспомнить военные годы, когда жизнь заставила многих женщин сесть за руль грузовиков. Значит, не так страшен черт, как его малюют, и дело тут не столько в особенностях организма и поведения, сколько в наших стереотипах, согласно которым женщине не положено быть священником, но разрешено ворочать шпалы на железной дороге.

  

  • Продолжение
  • В начало книги
  • В начало аптеки
  • Хостинг от uCoz