- 14 -
Я никогда не встречал более
радостного человека, чем Терри
Коул-Уиттэкер. С улыбкой,
которая могла убить наповал,
чудесным, взрывным, свободным
смехом, который был в высшей
мере заразителен, и
непревзойденной способностью
глубоко трогать людей своим
пониманием человеческих
проблем, эта поразительная
женщина приступом взяла Южную
Калифорнию в начале 1980-х. Ее
оптимистическое духовное
учение помогло сотням тысяч
людей возобновить счастливые
отношения с собой и с Богом.
Я впервые услышал о Терри,
когда жил в Эскондидо и работал
с доктором Кюблер-Росс в "Шанти
Нилайя". Я никогда не был
настолько доволен своей
работой, и близкий контакт с
человеком, обладавшим таким
даром сострадания и духовной
мудрости, вернул мне то, чего я
не чувствовал уже много лет:
жажду обрести личные отношения
с Богом, познать Бога в своей
жизни как непосредственный
опыт.
Я не был в церкви с двадцати лет,
когда, во второй раз в жизни,
едва не стал священником. Не
имея возможности пойти в
семинарию после окончания
школы, я все же продолжал
искать свой путь к Богу после
того, как уехал из Милуоки в
девятнадцать лет.
После того как мне исполнилось
двадцать, я покинул Римско-католическую
церковь в поисках Бога,
которого мне не нужно было
бояться. Я начал штудировать
книги по теологии и посещать
церкви и синагоги в округе Энн
Арундел, и в итоге остановился
на Первой пресвитерианской
церкви в Аннаполисе.
Почти сразу же я стал петь в
хоре, а через год начал
помогать в проведении служб.
Стоя за кафедрой по
воскресеньям и читая отрывки
из Святого писания, я снова, как
в детстве, почувствовал
желание провести жизнь в
близости к Богу и рассказать
всему миру о Его любви.
Пресвитерианцы, казалось, не
настолько опирались на страх в
своей вере, как католики (было
намного меньше правил,
ритуалов и, следовательно,
ловушек), и мне было гораздо
легче принять их богословие.
Мне было настолько комфортно,
что я начал вкладывать
настоящую страсть в воскресные
чтения Библии, так что верующие
стали ожидать моих выступлений
за кафедрой. Это стало очевидно
не только мне, но и руководству
церкви, и вскоре меня
пригласили на беседу с
пастором, одним из самых
приятных людей, которых я когда-либо
знал.
- Скажите мне, - спросил
преподобный Уинслоу Шоу после
обмена любезностями, - вы когда-нибудь
думали о том, чтобы принять сан?
- Конечно, - ответил я. - Когда
мне было тринадцать лет, я был
уверен, что пойду учиться в
семинарию и стану священником,
но этого не произошло.
- Почему?
- Отец запретил мне. Он сказал,
что я недостаточно взрослый,
чтобы решать.
- Как вы думаете, вы сейчас
достаточно взрослый?
Не знаю почему, но в этот момент
я чуть не расплакался.
- Я всегда был достаточно
взрослым, - прошептал я,
стараясь взять себя в руки.
- Почему вы же не ходите в
католическую церковь? - мягко
спросил преподобный Шоу.
-Я... У меня были проблемы
богословского плана.
- Понятно.
Мы помолчали некоторое время.
- А как вы относитесь к
пресвитерианскому богословию?
- наконец спросил священник.
- Хорошо.
- По-видимому, да. Люди говорят о
том, как вы читаете Писание.
Кажется, вы находите в нем
много смысла.
- Но в нем заложено много смысла.
Преподобный Шоу улыбнулся.
- Согласен, - сказал он и
внимательно посмотрел на меня.
- Могу ли я задать вам личный
вопрос?
- Конечно.
- Почему вы не продолжали
развивать свою любовь к
богословию? Теперь вы можете
сами принимать решения. Что
препятствовало вам стать
священнослужителем? В любой
церкви? Я уверен, вы могли найти
свой духовный дом.
- Это не так просто, как найти
дом. Существует проблема денег.
Я работаю, у меня жена и двое
детей. Понадобится чудо, чтобы
в таких обстоятельствах найти
способ бросить все и стать
священником.
Преподобный Шоу снова
улыбнулся.
- У нашей церкви существует
программа финансирования
обучения в семинарии членов
паствы, которые подают большие
надежды. Обычно - это семинария
в Принстоне.
Мое сердце екнуло.
- Вы хотите сказать, что
оплачиваете их учебу?
- Ну, это, конечно, заем.
Участники программы обязаны
вернуться сюда и несколько лет
прослужить помощником пастора.
Вы можете работать с молодежью,
на улицах или в любой сфере,
которая вас интересует, в
дополнение к духовному
утешению, преподаванию в
воскресных школах и, конечно,
время от времени проводить
службы. Думаю, вы могли бы с
этим справиться.
Теперь наступила моя очередь
помолчать. У меня голова шла
кругом.
- Как вы к этому относитесь?
- Это звучит прекрасно. Вы
предлагаете мне принять
участие в программе?
- Думаю, пресвитеры готовы
сделать такое предложение. Во
всяком случае, они готовы
рассмотреть его. Конечно, они
захотят лично поговорить с
вами.
- Конечно.
- Почему бы вам не пойти домой и
не подумать об этом? Поговорите
с женой. И помолитесь. Я так и
сделал. Моя жена полностью меня
поддержала.
- Я думаю, это было бы чудесно, -
улыбаясь, сказала она.
Наш второй ребенок родился
через год и девять месяцев
после первого. Обе девчушки
едва научились ходить.
- На что мы будем жить? - спросил
я. - Я хочу сказать, что они
обещают оплату только за
обучение.
- Я могу снова заняться
физиотерапией, - предложила
жена. - Я уверена, что смогу
найти что-то. Все получится.
- Ты хочешь сказать, что будешь
содержать семью, пока я буду
учиться?
Она коснулась моей руки и тихо
сказала:
- Я знаю, что ты всегда хотел
этого.
Я не заслуживаю людей, которые
приходят в мою жизнь. Я точно не
заслуживал своей первой жены,
одного из добрейших
человеческих существ, которых
я встречал.
Но я не сделал этого. Я не мог.
Все было как надо, все было
прекрасно - кроме богословия. В
конечном счете именно вопросы
богословия меня остановили.
Я сделал так, как предложил
преподобный Шоу. Я молился об
ответе. И чем больше я молился,
тем больше понимал, что не могу
читать проповеди - как бы мягко
я это ни делал - о первородном
грехе и о необходимости
спасения.
С самого детства мне было
трудно считать людей "плохими".
Я знал, что люди поступают
плохо. Я видел это вокруг себя.
Но даже в подростковом
возрасте, а потом в юности я
упрямо придерживался мнения о
положительности истинной
природы человека. Мне казалось,
что все люди хорошие и что
они совершают плохие поступки
из-за своего воспитания,
непонимания или отсутствия
возможностей, из-за отчаяния
или гнева или иногда - просто из-за
лени... но не из-за врожденной
порочности.
Рассказ об Адаме и Еве казался
мне бессмысленным даже как
аллегория, и я знал, что не
смогу учить ему. Я также не мог
учить тому, что спасутся только
избранные, какими бы мягкими ни
были требования к избранным,
потому что глубоко в душе я
знал с тех пор, когда был еще
маленьким, что все люди были
моими братьями и сестрами и что
никто и ничто не является
уродливым или неприемлемым в
глазах Бога. И менее всего,
убеждался я с возрастом, Бог
отвергает нас из-за "греха"
"неправильной" веры.
Если это не так, значит, все то,
что я интуитивно знал в самой
глубине своего существа, было
ложью. Я не мог этого принять.
Но я не знал, что принимать.
Весьма реальная возможность
стать священником, которая
возникла во второй раз в моей
жизни, вызвала у меня духовный
кризис. Я жаждал вершить Божье
дело в мире, но я не мог
согласиться, что Божьим делом
было проповедовать евангелие
отлучения и богословие
наказания для отлученных.
Я просил Бога о ясности - не
просто о том, следует ли мне
принять духовный сан, но в
самых важных вопросах о
взаимоотношениях между людьми
и Божественным. Я не обрел
ясности ни в первом, ни во
втором. И тогда я перестал
интересоваться и тем, и другим.
Теперь, когда я приближался к
сорока годам, Элизабет Кюблер-Росс
возвращала меня обратно к Богу.
Она снова и снова говорила о
Боге безусловной любви,
который никогда не судит, по
принимает нас такими, какие мы
есть.
Если бы только люди смогли
понять это, - думал я, - и стали
любить друг друга без всяких
условий, все проблемы,
жестокость и трагедии мира
испарились бы.
"Бог не говорит: "Я полюблю
вас, ЕСЛИ..."", - не уставала
повторять Элизабет, и таким
образом освободила от страха
смерти миллионы людей во всем
мире.
Это был тот Бог, в которого я
хотел верить. Это был Бог моего
сердца, моего глубокого
детского знания. Я хотел больше
соприкоснуться с этим Богом, и
решил снова вернуться в
церковь. Может быть, я не там и
не так искал. Я пошел в
лютеранскую церковь, потом в
методистскую. Я посетил
баптистов и
конгрегационалистов. Но каждый
раз я сталкивался с верой,
основанной на страхе. Я убежал.
Я стал изучать иудаизм. Буддизм.
Все "измы", которые только
мог найти. Ничто не подходило.
Потом я услышал о Терри Коул-Уиттэкер
и ее церкви в Сан-Диего.
Еще в те времена, когда Терри
была домохозяйкой и жила в
унылом калифорнийском
пригороде шестидесятых, она
тоже жаждала открыто испытать
духовное родство, которое
чувствовала глубоко в сердце.
Ее собственный поиск привел ее
в Объединенную церковь
религиозной науки. Терри
влюбилась в нее и, бросив все,
стала официально учить
богословие. Со временем ее
посвятили в духовный сан, и она
получила письмо-призыв от
нуждающейся в помощи
конгрегации из меньше чем
пятидесяти человек в Ла-Джолла,
штат Калифорния. Ей пришлось
выбирать между своей мечтой и
браком. Муж не полностью
поддерживал ее внезапную
трансформацию и, конечно, не
согласился бы оставить хорошую
работу и переехать в другой
город.
И Терри развелась. За три года
она превратила Церковь
религиозной науки в Ла-Джолла в
одну из самых больших церквей
этого направления. Более
тысячи людей приходили на два
ее богослужения каждым
воскресным утром, и их
становилось все больше. Слава
об этом духовном феномене
быстро распространилась на юге
Калифорнии и проникла даже в
Эскондидо, очень
консервативный, традиционно
винодельческий и фермерский
регион к северу от Сан-Диего.
Я поехал проверить, правда ли
то, о чем я слышал.
Паства Терри стала такой
многочисленной, что ей
пришлось перенести свои службы
в арендованный кинотеатр.
Надпись на шатре гласила: "Празднуйте
жизнь вместе с Терри Коул-Уиттэкер",
и я, подъезжая, еще подумал: "А
это что такое?" Помощники
вручали каждому гвоздику при
входе и приветствовали каждого
человека так, словно знали его
всю жизнь.
- Здравствуйте, как поживаете?
Замечательно, что вы пришли!
Я не знал, что и думать. Конечно,
меня и раньше радушно
принимали в церквах, но никогда
столь бурно. В воздухе
ощущалась энергия, которая
бодрила.
Внутри звучала волнующая,
восторженная мелодия из "Огненных
колесниц". Зал наполняло
ожидание. Люди разговаривали и
смеялись. Наконец свет в
зрительном зале погас, и на
сцене появились мужчина и
женщина. Он сел с одной стороны,
она - с другой.
- Наступило время прекратить
разговоры и заглянуть в себя, -
сказал мужчина в микрофон.
Хор в конце зала тихо пропел
призыв к покою, и служба
началась.
Я никогда не испытывал ничего
подобного. Конечно, это было не
то, чего я ожидал, и я
чувствовал себя немного
неуютно, но я решил дослушать
все до конца. После нескольких
объявлений Терри Коул-Уиттэкер
вышла в центр сцены, встала за
прозрачную плексигласовую
трибуну и весело сказала:
- Доброе утро!
Ее улыбка сияла, ее
жизнерадостность была
заразительна.
- Если вы пришли сюда этим утром,
ожидая найти что-то похожее на
церковь, что выглядит, как
церковь, или звучит, как
церковь, вы ошиблись.
Она, несомненно, была права.
Присутствующие согласно
засмеялись.
- Но если вы пришли сюда этим
утром, надеясь найти Бога,
заметьте, что Бог пришел в тот
самый момент, как вы вошли в
дверь.
Я был заинтригован. Хотя я не
знал еще, к чему она ведет,
любой, у кого было достаточно
воображения и смелости, чтобы
начать воскресное
богослужение такими словами,
заслуживал моего внимания. Это
было начало почти трехлетней
дружбы.
Как и при первой встрече с
Элизабет, я был покорен Терри
Коул Уиттэкер и ее делом за
десять минут. Как и в случае с
Элизабет, я очень быстро дал ей
это понять, добровольно
вызвавшись помогать ей. И, как с
Элизабет, вскоре я оказался в
команде Терри, заняв пост в
отделе поддержки (я писал
информационные бюллетени,
выпускал еженедельные
церковные сообщения, и так
далее).
"Случилось" так, что я был
безработным уже несколько
недель, когда наши с Терри пути
пересеклись. Элизабет уволила
меня. Ну, "уволила" звучит
резко. Она меня отпустила. Это
не был гнев, просто для меня
наступило время двигаться
дальше, и Элизабет это знала.
Она просто сказала:
- Тебе пора уходить. Я даю тебе
три дня. Я был поражен.
- Но почему? Что я сделал?
- Дело не в том, что ты сделал.
Дело в том, чего ты не сделаешь,
если останешься здесь. Ты не
сможешь полностью реализовать
свой потенциал. Это невозможно,
пока ты будешь стоять в моей
тени. Уходи. Сейчас же. Пока не
поздно.
- Но я не хочу уходить, - стал
просить я.
- Ты уже достаточно поиграл в
моем дворе, - безапелляционно
сказала Элизабет. - Я тебя
выталкиваю. Как птенца из
гнезда. Тебе пора научиться
летать.
Вот и все.
Я переехал в Сан-Диего и
вернулся в сферу коммерческих
отношений с общественностью. Я
открыл свою фирму, которая
называлась "Группа".
На самом деле группы не было,
был только я. Но я хотел, чтобы
название звучало внушительно.
И за несколько последующих
месяцев у меня было немало
клиентов, в том числе
претендент на пост в Конгресс
как независимый кандидат, чье
имя даже не появилось в
избирательном бюллетене. Рон
Паккард был прежним мэром
города Карлсбад, штат
Калифорния, и стал первым
кандидатом в этом столетии,
чьего имени не было в списке и
который тем не менее выиграл
место в Конгрессе. И я помог ему
в этом.
Но, за исключением
ошеломляющей победы Паккарда,
время, проведенное мной в сфере
маркетинга и рекламы, казалось
пустым. После работы с Элизабет
помогать продавать места в
гостиницах на выходные или
ресторанную еду казалось
особенно предсказуемым и
скучным занятием. Я снова
начинал сходить с ума. Я должен
был найти способ вернуть смысл
в свою жизнь. Я посвятил всю
свою энергию добровольной
помощи церкви Терри. Я проводил
дни, вечера, выходные, работая в
церкви, и мой бизнес (прости, не
могу удержаться) полетел ко
всем чертям. Моя энергия,
энтузиазм и творческие
способности быстро привели к
предложению занять постоянную
должность Директора Программы
Поддержки. Это церковный
аналог отдела по связям с
общественностью и маркетинга.
Но вскоре после того, как я стал
работать с Терри, она ушла из
Церкви. Она сказала нам, что
формальные религиозные
объединения часто были
ограниченными, закрытыми,
подавляющими инициативу. Он
организовала группу "Терри
Коул-Уиттэкер Министриз", и
позже ее воскресные
богослужения транслировали на
всю страну, увеличивая ее "паству"
до сотен тысяч людей.
Как и время, проведенное с
Элизабет, моя работа у Терри
предоставила мне бесценные
уроки. Я многому научился не
только об общении с людьми - в
том числе с теми, перед
которыми стоят эмоциональные и
духовные трудности, - но также о
некоммерческих организациях и
о том, как лучше всего они могут
удовлетворять потребности
человека и нести в мир духовные
послания. Тогда я не знал,
насколько ценным окажется для
меня этот опыт, хотя мне
следовало бы догадаться, что
жизнь снова готовит меня к
моему будущему. Теперь я вижу,
что мне были даны нужные люди в
нужное время для того, чтобы я
смог продолжать свое
образование.
Как и Элизабет, Терри говорила
о Боге безусловной любви. Она
также говорила о Божественной
силе, которая заключена в
каждом из нас. Это была сила
создавать свою собственную
реальность и определять свой
опыт.
Как я говорил во введении ко
всем книгам "Бесед с Богом",
некоторые из идей, которые я
изложил в них, я почерпнул
раньше от других людей. Многие,
в том числе некоторые самые
потрясающие, я раньше нигде не
слышал, не читал, не думал о них
и даже не представлял, что они
могут существовать. Однако, как
помогли мне понять "Беседы с
Богом", вся моя жизнь была
обучением, и это истинно для
каждого из нас. Мы должны
быть внимательны! Мы должны
держать глаза и уши открытыми!
Бог посылает нам вести
постоянно, беседует с нами
каждый миг каждого дня!
Послания Бога приходят к нам
разными путями, из множества
источников и с безграничной
щедростью.
В моей жизни одним из таких
источников был Ларри Ла Рю. Как
и Джей Джексон. Как и Джо Элтон.
Как и Элизабет Кюблер-Росс. Как
и Терри Коул-Уиттэкер.
Мои мать и отец тоже были
источниками посланий от Бога.
Каждый из них преподал мне
жизненные уроки и одарил меня
мудростью, которая служит мне
до сегодняшнего дня. Даже после
того, как я "выбросил" все,
что получил от них - и из других
источников, - что не служило, не
было созвучно мне и не
совпадало с моей внутренней
истиной, осталось еще много
драгоценных даров.
|