Глава 7

   КАК ВЫБРАТЬ КОЛЯСКУ

   Keep on rolling.

   Девиз "Майра-спорта"

   Хочешь жить - умей вертеть.

   Очень вольный перевод с англ.

  

Хотя слово "выбор" не очень подходит к нашей действительности (ведь нас приучили жить по принципу: бери что дают, потом разберемся), нельзя, не гневя Бога, не отметить, что за последнее десятилетие в обеспечении инвалидов колясками произошли и продолжают происходить заметные сдвиги. Тихо сходят со сцены и догнивают по задворкам великие труженицы российского бездорожья - трехколесные велоколяски образца русско-японской войны, прозванные то ли за свою нелепость, то ли за архаичность "крокодилами". В столицах, да и в провинции, все чаще появляются сверкающие хромом импортные кресла (я видел коляску фирмы "Ортопедия" в курской деревне, затерявшейся километрах в пятнадцати от болышака). Перестает пялить глаза народ на электрические коляски, которые нет-нет да промелькнут где-нибудь на аллее сакского или московского парка.

   Удивляют примеры противоположного свойства, из которых можно сделать вывод о все еще низкой осведомленности инвалидного населения относительно колясок. Совсем недавно в газете "Вечерняя Москва" было опубликовано письмо матери инвалида с детства Юрия X. Она просила помочь добрых людей с приобретением коляски, на которой сын смог хотя бы выбираться в ближайший парк подышать воздухом, свежим настолько, насколько он может быть свежим в Москве. Я созвонился с этим тридцатилетним парнем и выяснил, что единственной коляской, которой он пользовался еще в детстве, была куйбышевская. Естественно, что на ней он не мог попасть на улицу и с тех пор не стал обращаться в районный собес, думая, что ничего другого там ему не предложат. Я столкнулся с полным неведением человека о новых колясках, о их возможностях и о способах их получения. Конечно, пришлось свести Юрия с представителями районного общества инвалидов, растолковать обстановку с колясками и подсказать, что подходит для него. Уже при второй беседе Юрий радостно сообщил, что ему дали на время ставровскую коляску, но обещают подарить какую-то французскую. Мне, правда, пришлось охладить его трепетное ожидание, предупредив, что не любая импортная коляска годится в его случае.

   По сведениям, которые мне предоставили в транспортном отделе Центрального правления Всероссийского общества инвалидов, общая годичная производительность предприятий, выпускающих инвалидные коляски, в границах бывшего СССР составляет около 40 тысяч штук, хотя реальной потребности в них никто не знает. Львиная доля этого количества приходится на автотракторный завод в городе Ставрово Владимирской области, где по лицензии германской фирмы "Майра" выпускается 25 тысяч колясок четырех моделей. Львовское протезно-ортопедическое предприятие производит около 12-14 тысяч комнатных и прогулочных колясок, в том числе детских и по заказам на определенные размеры. В Риге аналогичное предприятие выпускает 4 тысячи компактных комнатных колясок. Небольшие партии складных колясок для больниц делаются в Днепропетровске, а также некоторыми малыми предприятиями и кооперативами. В ближайшее время мощность Ставровского завода должна увеличиться вдвое. Правда, гораздо более высокими темпами возрастает стоимость его продукции и теряется качество.

   Очень скоро завод пока еще "Большевик" вместо ленинградских ракет собирается наладить массовый выпуск петербургских инвалидных колясок двух американских моделей и по мощности догонит владимирцев. На такую же производительность мечтают выйти на другом конверсионном предприятии в Подмосковье, где, с подачи реабилитационного центра "Преодоление" и по шведскому образцу, стали готовить две модели облегченных активных (полуспортивных) колясок. Собираются выпускать совместно с Израилем комнатные коляски в Пензе. Уфа готовит свой вариант рижской коляски. Возникает радостное ощущение, что через год-другой нас прямо-таки завалят отечественными современными колясками, и мы начнем "ковыряться" и выбирать не только нужную модель, но и цвет обивки. Дай-то Бог, но в моей памяти еще жива похожая эйфория, связанная с запуском автозавода в Тольятти.

   В последние годы, пока нам не хватало собственных колясок, Министерство социальной защиты населения России закупало несколько тысяч колясок у испытанных западноевропейских фирм "Майра" и "Ортопедия" (ФРГ), "Фермайрен" (Бельгия), "Лифонте" (Испания) и "Соча" (Словения). В дома-интернаты и в общества инвалидов перепадают коляски по линии гуманитарной помощи различных общественных и религиозных организаций Запада. Так что будем оптимистами и дождемся той коляски, которая нам нужна.

   Когда я лежал в больнице спустя полгода после травмы и стало окончательно ясно: без коляски в дальнейшем не обойтись (об этом сразу же и без обиняков предупредили оперировавшие хирурги, но, наверное, как и у каждого из нас, какая-то надежда все же теплилась до последнего), мы начали действовать в двух направлениях. Родные через собес сравнительно быстро получили куйбышевскую коляску - сооружение из железной арматуры, фанеры и ваты на могучих велосипедных колесах, оставляющих неизгладимые следы на полу. Коляску доставили в больницу, и теперь можно было передвигаться в другие палаты и расширять круг знакомств, на зависть лежачим спинальникам. На этой коляске контрабандно пронесенным шампанским был встречен Новый 1972 год новой жизни. На ней же сразу после выписки из больницы мы с товарищем впервые выбрались на "дикую природу", преодолев с полкилометра замшелого подмосковного леса и лугового кочкарника. Недавно я увидел такую коляску - "бабушку русской инвалидной техники" - по телевизору в передаче из Новочеркасского дома престарелых.

   Одновременно друзья хлопотали через Академию наук о выделении валюты для заказа более пристойной коляски за границей. Ребята раздобыли каталог англо-американской фирмы "Эверест и Дженнингс" и заверили, что могу выбрать любую модель по своему усмотрению. Я совершенно не представлял, что из этого сказочного разнообразия может пригодиться, и терялся во множестве параметров, комбинируя их так и сяк. В конце концов, раз мне была предоставлена полная свобода выбора, я решил остановиться на самой сложной и совершенной модели; она же, судя по всему, должна была быть и самой дорогой (замечу, что в 1972 году она обошлась в 180 рублей, сумму смехотворную по сегодняшним меркам да и относительно моей тогдашней пенсии в 800 рублей). Это была складная коляска с полностью опускающейся высокой спинкой, закрывавшей макушку, и снабженной дополнительным подголовником. Подножки тоже можно было зафиксировать в горизонтальном положении и таким образом преобразовать кресло в кровать, что казалось особенно привлекательным, так как в ту пору даже после непродолжительного сидения у меня разламывалась от боли поясница.

   Коляска была привезена и, хотя не вписывалась в прихожую, не влезала в лифт и занимала существенную часть жизненного пространства небольшой комнаты, казалась верхом совершенства. Я надеялся, что все ее преимущества проявятся вне дома, и незамедлительно взял коляску в Крым, кое-как втиснув в багажник "Москвича". Но полевых испытаний на отечественном асфальте даже в окрестностях специализированного санатория для колясочников в Саках иностранная техника не выдержала. Литые колеса коляски повисали над выбоинами и крутились вхолостую, а я чувствовал себя при этом, как перевернутый на спину жук. Громоздкость, малая маневренность и плохой обзор не давали ей никаких привилегий по сравнению с основным оснащением санатория - гигантскими креслами в стиле "тюдор". Спальными возможностями коляски мне удалось воспользоваться лишь единожды, когда мы с друзьями ночевали под черным июльским небом в садике разрушенной форосской церкви (под ней в ту пору еще и не затевалось строительство дворца первого и последнего президента СССР). В результате, по возвращении в Москву, я обменял эту коляску на комнатную "югославку" одного приятеля шейника, которому она приглянулась и, надо думать, подошла больше.

   Описывая перипетии со своей коляской, я клоню к тому, что прежде, чем приобретать первую в вашей жизни коляску, надо хоть немного приспособиться к новому положению и оценить свои цели, возможности, потребности, а также многое другое: размеры квартиры, ширину дверных проемов и лифтов, наличие лестниц, марку машины и ее багажник и даже состав семьи. Не удивляйтесь, ведь если вы живете вдвоем с престарелой матерью или если ваша жена не рекордсменка по толканию ядра, то женщинам не будут безразличны вес и габариты коляски. Я бы посоветовал на первых порах взять коляску в пункте проката (если они есть в вашем городе) или перепробовать несколько разных моделей, попросив у знакомых.

   Какие вообще существуют коляски?

   По условиям эксплуатации: больничные, комнатные, прогулочные, полуспортивные (активные) и спортивные.

   По способу приведения в движение: пассивные, то есть толкаемые помощником, обручные, рычажные, цепные (некоторые спортивные веломобили и прогулочные самоделки), а также электрические.

   По расположению и числу колес: трехколесные (велоколяски, часть гоночных, а также больничные кресла с задним маленьким колесом), четырехколесные (с передними малыми или большими колесами, с переменным расположением колес) и наконец шестиколесные (с убирающимися большими колесами и превращением в пассивную зауженную четырехколесную коляску).

   По компактности: стационарные, складные и со съемными колесами, подножками, подлокотниками и т. д.

   Существуют также специальные детские коляски, коляски для движения одной рукой, для грузных людей, с фиксаторами для спастиков и др. Как большие, так и малые колеса бывают надувными и литыми; в части спортивных колясок используются надувные бескамерные трубки от гоночных велосипедов.

   Правильно выбранные модель и тип коляски существенно повлияют на вашу подвижность, самочувствие, сделают доступнее магазины, кинотеатры, а могут и вообще перевернуть вашу жизнь. Беру смелость предположить, что, если вы не женаты или не замужем, то внешний вид коляски, в которой вы прогуливаетесь, может самым серьезным образом сказаться на изменении семейного положения. Во всяком случае, одна очень красивая и вполне здоровая девушка, с которой мы как-то рассуждали "о дружбе и любви", призналась, что даже приятной внешности парень, сидящий в грязной старомодной коляске, гораздо меньше привлек бы ее внимание, чем молодой человек в современной портативной коляске. Это все равно, пояснила она, как если бы на первом мешковато болтались штаны покроя времен культа личности, а второй был "прикинут" в джинсы Леви-Страусс или слаксы. Так что напрасно вы, ребята, думаете, что посторонние женщины ничего не смыслят в нашей технике. Конечно, они не сразу сообразят, где расположены тормоза и каким насосом надуваются колеса, но без труда отличат допотопное кресло от импортной коляски новой модификации, так же как не спутают "Москвич-2107" (даже если его помыть с шампунем) с последней моделью "Тойоты", хотя у обеих машин по четыре колеса. Замечу еще, что один и тот же человек в неухоженном, громыхающем на ухабах "динозавре" и в полуспортивной верткой коляске, обгоняющей прохожих, будет со стороны выглядеть в первом случае как жалкий и безнадежный больной, а во втором - временно присевшим на колеса молодцом в ожидании полного выздоровления.

   Правда, случаются и "проколы". Однажды для участия в передаче "Арена" я приехал на Центральное телевидение в новой, только что подаренной в Америке полуспортивной коляске. Это был последний писк моды: изящная, но очень простая рама, полное отсутствие всего лишнего - подлокотников, съемных подножек и пр., никакого хрома - строгий черный цвет. В передаче, которую вела Анна Дмитриева, известный спортивный комментатор и тележурналист, зашла речь и о бедственном положении с инвалидными колясками, а после окончания Анна Владимировна спросила, специально ли я уселся на такую примитивную коляску, чтобы наглядно отразить наше убожество, или хромированная красивая коляска, на которой она привыкла меня видеть, вышла из строя. Я был оскорблен до глубины души, как будто сам был президентом компании "Фортрис", а вместе с ведущей был смущен и оператор, который, как оказалось, тоже выискивал мнимые изъяны дизайна во время нашей беседы о плохих советских колясках. На самом деле разница между моими старой и новой колясками была, если снова воспользоваться аналогией с автомобилями, как между "Феррари" и "Чайкой", на которой катают в Москву молодоженов из близлежащих совхозов. Но этот исключительный случай, думается, лишь служит подтверждением общего правила: человек в коляске должен не только чувствовать себя удобно, но и смотреться в ней хорошо.

   Перейдем, однако, к деловой части нашего разговора. Если у вас совершенно не работают руки на уровне предплечий и выше или ампутированы обе кисти, то вам нужна пассивная коляска без приводов, которую сзади будут толкать родные или помощники. Такими колясками, кстати, оснащены все западные аэровокзалы: ты сдаешь свою родную коляску в багаж и пересаживаешься в казенную, в которой тебя сопровождает специально прикрепленный служащий авиакомпании. Пока он не появился, ты все время порываешься тронуться с места, хватаясь за отсутствующие обручи, и чувствуешь себя обманутым, как годовалый ребенок, которого при обучении ходьбе воткнули в слишком высокие "ходунки", и ноги не достают до пола. Приходится сидеть в дурацком положении посреди зала ожидания и обтекающей тебя публики, а метрах в десяти прислушивается к себе такой же беззащитный пассажир, которому срочно понадобилось наведаться в туалет. Но это, как говорится, их проблемы - у нас такие коляски не выпускаются.

   Из заграничных моделей всем требованиям отвечают: у "Майры" модель 3.508, у фирмы "Ортопедия" - 8, у "Фермайрен" - 730. Вес таких колясок, в зависимости от ширины, равен 18-20 килограммам. Все три модели очень близки, и размер колес позволяет использовать их как в квартире, так и на прогулке. Недостатком служит небольшой диаметр задних колес в сравнении с обычными комнатными колясками с обручами, что затрудняет подъем по лестнице "волоком", а также заставляет беречь незаменимую для нас резину нестандартного размера.

   Как правило, у большинства шейников с поражением на уровне С46 движения в предплечьях и кистях восстанавливаются настолько, что они могут передвигаться вполне самостоятельно в обычных комнатных и в активных колясках, вращая подушечками кистей сами колеса либо гофрированные или утолщенные обручи, обшитые шершавым материалом, а также обручи типа штурвала. Поэтому не торопитесь обзаводиться пассивными колясками, не испытав своих возможностей.

   Упомянем вскользь (чтобы не расстраивать читателей): коляски с электрическими двигателями выпускаются почти всеми уважающими себя зарубежными фирмами. Наиболее совершенные из них управляются не только пальцами с помощью тумблеров, не только легким надавливанием подбородка на специальный отвод, но даже голосовыми командами. У нас коляски на электрическом ходу только-только начали появляться, да и то в опытных образцах. Надо иметь в виду наши отечественные возможности их использования по сравнению с развитыми странами. Это прежде всего качество дорог, недоступность общественных зданий (крупных магазинов, выставочных залов) и неудобство хранения колясок вне дома. Я рассматриваю такие коляски как прогулочный транспорт, который должен выдаваться напрокат в парках, зонах отдыха, на стадионах и в выставочных павильонах. В индивидуальном пользовании элктроколяски могли бы облегчить ежедневные поездки на работу при наличии гаража с электропроводкой. Своевременным это станет при нынешних ценах на бензин, на автомобили и их обслуживание.

   Выходом из положения для лиц со слабыми руками могут служить электроприводы для стандартных комнатных колясок. Так, фирма "Тиун" в Зеленограде реализует привод для ставровской коляски модели 400. Он быстро устанавливается, весит 7 килограммов, а с экологически чистым аккумулятором - 30 килограммов. Если снять батарею, коляска остается складной. Резиновый фрикцион легко отделяется от покрышки колеса, и коляску можно двигать руками. Управление идет от рулевого рычага под правую и левую руку и переключателя хода вперед-назад.

   Конечно, привод на одно колесо снижает маневренность и мощность, однако все же дает возможность перемещаться не только в тесной комнате, но и по асфальту со скоростью 5 км/час. Одной зарядки достаточно для преодоления 20 километров. Стоимость комплекта с аккумулятором и зарядным устройством около 500 долларов, что в десять раз дешевле импортных электроколясок. Адрес фирмы "Тиун": 103536, Москва, а/я 165; тел.: 535-94-41, 535-95-64.

   В странах, где "господствует чистоган", лицемерно позаботились о людях, лишенных не только ног, но и одной руки. Коляски для ампутантов или для шейников с одной работающей рукой или для лиц с последствиями полиомиелита или инсульта бывают с рычажным или с обручным приводом. На рычаге, крепящемся под правую или левую руку, расположены реверсный переключатель, рулевое устройство и тормоз. На одном из колес обручных колясок установлены телескопически два обруча разного диаметра, при этом внутренний обруч вращает противоположное колесо посредством оси, пропущенной через ось подручного колеса, которое вращается внешним обручем. Попеременное вращение обручей дает возможность маневра, а одновременный захват обоих обручей позволяет двигаться прямо. Индекс рычажной комнатной коляски для одной руки фирмы "Майра" - 3.400. 885, "Ортопедия" - 8 25-14, "Фермайрен" - 762, а коляски с двумя обручами под одну руку у "Ортопедии" - 8 25-13, у "Фермайрен" - 755. Рычажные коляски этой конструкции менее маневренны и быстры, чем обручные, так как рычаг имеет рабочий ход только в одном направлении.

   Наибольшим распространением пользуются у нас комнатные коляски Ставровского завода, которые практически скопированы с двух старых модификаций "Майры" и выпускаются по ее лицензии. Это первые отечественные коляски, по некоторым параметрам приближающиеся к западным образцам семидесятых годов. Главные их достоинства - прочность и устойчивость. Коляски не имеют склонности ни к "нырянию" (чем страдают, например, словенские коляски "Соча"), ни к опрокидыванию.

   Модель 400 благодаря особому, "майровскому" устройству крестовины характеризуется независимой подвеской всех четырех колес (больших задних и малых передних), что очень важно при движении по неровной поверхности, а также отличается отнесенными назад осями задних колес, а это предотвращает запрокидывание, особенно если коляской пользуются лица с центром тяжести тела, смещенным назад, например, ампутанты или спинальники с сильной мышечной дистрофией ног. Правда, это преимущество превращается в неудобство при необходимости перейти в положение "на дыбы" для преодоления уступов и других препятствий.

   Модель 401 отличается расположением осей задних колес непосредственно на вертикальных стойках рамы, и ампутантам ею пользоваться более рискованно, к тому же она имеет простую крестовину и годна в

  

   Схема сужения крестовины колясок "Майра" и "Ставрово" по А. Желудову.

  

основном для помещений. Основными недостатками всех ставровских колясок являются их значительный вес (25 - 27 кг), малая маневренность и тяжесть на ходу, а также невысокое качество сборки и отделки.

   Коляски выпускаются с единой шириной сиденья 43 сантиметра, но для тех, кому она велика и мешает проехать в двери лифта или туалета, есть возможность ее самостоятельно сузить. Для этого из каждого из четырех концов крестовины нужно вырезать равные отрезки и скрепить вновь звенья внутренними патрубками при помощи пальцев-болтов. После такой операции коляска станет не только уже, но и ниже, а это не всем придется по душе (или по росту). Поэтому Андрей Желудов применил на своей коляске более простой вариант сужения, правда, только на 30 миллиметров. Он разобрал узел крестовины и отпилил у обеих втулок с отверстиями по 30 миллиметров до стыка со штангами креста. Затем он снова надел вторую часть втулки на внутренний палец, а на месте старого отверстия просверлил новое, совмещенное с отверстием в пальце. При складывании такая переделанная коляска приобретает асимметричный вид, так как одна половина становится чуть выше другой.

   Но самый остроумный, на мой взгляд, способ сужения колясок с крестовиной типа "Майры" предложил Александр Власов из Херсона. Его способ оказался таким простым и безболезненным для коляски, что, увидав ее в сакском санатории, некоторые ребята захотели тут же повторить его опыт.

  

   Ставровская комнатная коляска, переделанная в рычажку.

  

Надо оговориться: этот прием позволяет сузить коляску сразу на 80-90 миллиметров, что приемлемо только для подростков или для людей с узким тазом. Важно, что при надобности можно снова придать коляске прежний вид, что она сохраняет высоту и что таким же образом можно сузить прогулочные коляски "Ставрово" и "Майра".

   Итак: 1. Выкручиваем центральный болт узла крестовины. 2. Меняем местами (крест накрест) правую и левую боковины и выбиваем внутренние пальцы. 3. Просверливаем новые отверстия в узле креста, совпадающие со старыми отверстиями в пальцах. 4. Вставляем вновь пальцы и фиксируем узел центральным болтом. 5. Ушиваем складки на сиденье и спинке, чтобы они не провисали, или, сняв их с рамы, наверты-ваем с обеих сторон материал на металлические планки, вставленные в края сиденья и спинки, до нужной ширины и снова крепим их саморезами. Для прогулочных колясок надо дополнительно сделать следующее: 6. В перекладине-распорке выкручиваем болт и переводим распорку в замкнутое положение. 7. На глаз добиваемся параллельного положения колес друг относительно друга и просверливаем новое отверстие в одной из половинок распорки. 8. Прут рулевой тяги укорачиваем с одной стороны и нарезаем новую резьбу (обратную противоположному концу), хотя лучше изготовить новый прут.

   Андрей Непряхин из Тамбовской области придал своей комнатной "ставриде" более спортивный вид, значительно обрезав (укоротив) спинку и подлокотники, а житель села Михайловка в Крыму, инвалид войны с ампутацией одной ноги, переделал комнатную ставровскую коляску на рычажку. Малые колеса он соединил тягой и управляет ими с помощью здоровой ноги, пропущенной в петлю на подножке.

   Говоря о переделках, упомяну о возможности укоротить длину коляски, подняв обрезанные сверху подножки на уровень "стаканов" передних колесиков. Хомутами они стягиваются с передними вертикальными направляющими сиденья (при этом коляска, правда, не станет складываться) или привинчиваются к передним стойкам рамы (сверлятся отверстия под стяжку 8-образным хомутом). Педали подножек для еще большей компактности можно развернуть вовнутрь. С этой же целью на вертикальные втулки ("стаканы") передних колес можно насадить единую фанерную или дюралевую доску. Еще проще, но менее эстетично нацепить для ног ремень. В любом случае на такой коляске при посадке в обычный пассажирский лифт не потребуется отстегивать подножки.

   Чтобы стопы не соскальзывали с педалей подножки, в них всверливаются короткие (20-30 мм) ограничители-столбики (болты с пробками). Ремни-стремена нежелательны из-за риска упасть и переломать ноги.

   Спастика, особенно у шейников, сжимает колени и разгибает спину, при этом человек постепенно соскальзывает с сиденья. Чтобы этого избежать, можно соорудить распорку бедер из пенопласта или раздвижную металлическую распорку.

   Впрочем, если все перечисленные переделки вам не под силу, конструкторское бюро и участок экспериментальных разработок Ставровского завода может выполнить заказ на индивидуальное изготовление коляски. Можно заказать усиленную, крупногабаритную или, наоборот, зауженную коляску, коляску с колесами меньшего диаметра для лиц со слабыми руками и т. п. Для этого нужно указать ваши требования, антропометрические данные (вес, рост, ширину таза, длину голеней), а также предоставить гарантийное письмо от органа социальной защиты или предприятия об оплате готовой коляски. Конечно, ее стоимость будет в два-три раза выше, чем стандартной серийной коляски. Заказы направляют по адресу: 601220, Владимирская область, Собинский район, пос. Ставрово, АО "Ставровский завод АТО", директору Чернодарову Владимиру Алексеевичу. Надо поддерживать связь также с начальником конструкторского бюро Гордеевым Вячеславом Викторовичем. Тел. бюро 54-541.

   Самой большой популярностью и спросом пользуются у нас в стране коляски германской фирмы "Майра", имеющей более чем полувековую историю. Эта фирма все увереннее проникает на наш рынок, и большую часть зарубежных колясок мы закупаем у нее. В 1990 году фирма "Майра" открыла

  

   Металлическая распорка для бедер (коленей).

  

свое представительство в России. Оно расположено в здании Института протезирования по адресу: г. Москва, 127486, Коровинское шоссе, 17а, тел. 905-54-64. По этому адресу вы можете получить сведения о порядке приобретения коляски или другого средства реабилитации, а также заказать каталог продукции фирмы.

  

  • Продолжение
  • В начало книги
  • В начало аптеки

  • Хостинг от uCoz